Чем вам услужит управдом

Из-за хлопот, связанных с установлением-переустановлением платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, из-за скандалов вокруг стоимости тепла мы как-то пропустили появление в России двух важнейших для отрасли ЖКХ (а стало быть, для всех нас) документов.

Правительство России определило: во-первых, что надлежит понимать под управлением домом – подробно, по пунктам; а во-вторых, какие именно жилищные услуги и работы входят в обязательный (минимальный) перечень. На сей счет приняты два постановления – № 290 и 416, взаимосвязанные самым тесным образом и во многом друг из друга вытекающие. И приняты они, как говорится, не от хорошей жизни. Если бы собственники жилья, как и мечталось Жилищному кодексу, принимали самое активное участие в управлении своим домом, в определении необходимых работ, если бы они охотно участвовали в собраниях и не скупились вносить дополнительную денежку, то не потребовалось бы ни номера 290-го, ни 416-го.

Лирически выражаясь, управление домом – это стандартные действия, направленные на то, чтобы в доме можно было жить в тепле, уюте и обстановке законности, хотя бы относительной.

 

Управляющая компания обязана обеспечить работу с технической документацией каждого дома (наполнение новыми данными, хранение бумаг, дисциплинированная передача другой компании, которую выбрали собственники). Интересная деталь: если каких-то документов (например, проекта дома или экспертного заключения) изначально не было – утеряли сто лет назад или вовсе не оформили, то переизбранная УК, передавая документы своей смене, обязана недостающую бумажку все же оформить. Если понадобится, то за свой счет. А экспертиза сейчас дело недешевое.

Обязательным для УК признается также сбор информации о собственниках и нанимателях жилья – разумеется, лишь той информации, которая необходима для начисления квартплаты. Она должна заниматься и взиманием квартплаты с должников.

Управляющая компания целиком и полностью отвечает за подготовку и проведение общих собраний. В том числе готовит предложения, которые должны быть поставлены на голосование.

И главным таким предложением является перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества, необходимых конкретному дому. Разработке этого перечня вообще посвящен отдельный раздел постановления. Управляющая компания должна сообщить жителям дома, на какой набор услуг они имеют право в рамках тех тарифов, которые они оплачивают каждый месяц. В принципе это давнишнее требование законодательства и старая мечта многих управляющих компаний – наконец-то объявить, что именно могут требовать граждане за свои деньги, которые они платят ежемесячно: сколько квадратных метров должно быть очищено, сколько штук лампочек или выключателей поменяно, погонных метров провода – переложено... Коммунальщики предполагают, что установление этого перечня расставит все точки над i. И гражданам станет ясно, что в ежемесячные платежи заложено не так уж много. Нет там денег на ежемесячную помывку фасада или, к примеру, на ежедневную очистку кровли от снега...

Что же там все-таки заложено – в тех самых 20 рублях (или немногим больше), которые мы платим каждый месяц с каждого своего квадратного метра? На этот вопрос самым тщательным, но несколько заумным образом отвечает постановление 209 – «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». С оговоркой: минимальный перечень обязательных работ принят федеральной властью ни для ТСЖ, ни для ЖСК – лишь для тех домов, которые находятся под управлением компаний. В Петербурге это ЖКС – жилкомсервисы.

Перечень включает в себя более ста видов работ, связанных с содержанием общего имущества дома.

Перечень работ и услуг разбит на три составные части: содержание несущих конструкций (фундамента, стен, перегородок, перекрытий, балок, лестниц, крыши); содержание инженерного оборудования, входящего в состав общего имущества дома; санитарная уборка общего имущества.

С уборкой и вывозом мусора все более или менее понятно: это касается сухой и влажной уборки тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и холлов, а также кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов.

Определено, что твердые бытовые отходы незамедлительно вывозятся при накоплении более 2,5 кубометра.

Сложнее с иными работами. К примеру, фундамент. Управляющая компания обязана следить за его состоянием и в случае обнаружения чего-то нехорошего составлять план работы и предлагать его (по смыслу постановления 416) общему собранию. Надо ли делать этот ремонт и как он должен быть профинансирован – решать собранию. В рамках ежемесячных платежей управляющая компания обязана лишь решать проблемы с гидроизоляцией фундамента.

Тот же подход «Минимальный перечень...» демонстрирует и в отношении иных конструктивных частей многоквартирного дома. Управляющие компании обязательно должны: следить, выявлять, контролировать, составлять перечень необходимых работ... Все это в рамках ежемесячных платежей. А дальше: составленный перечень – на общее собрание и ремонт – по решению собственников.

Из этого правила есть лишь несколько исключений. Ремонтировать двери и замки в подвале управляющая компания обязана сразу без всяких собраний и дополнительных сборов. На тех же условиях коммунальщики должны очищать кровли и водоотводящие устройства от мусора, грязи и наледи, которые мешают стокам дождевых и талых вод. А еще перечень велит и всю кровлю чистить «от скопления снега и наледи», но «в случае необходимости». Что такое «необходимость», перечень не объясняет.

В обязательном списке без дополнительных денег и без собраний – «восстановление защитного окрасочного слоя». Проще говоря: побелить-покрасить, но не там, где стало некрасиво, а там, где из-за облупленности может завестись ржа.

Кровля – место в доме особое. Наибольшее количество обязательных работ, а не просто контроля и надзора, связано именно с состоянием кровли.

Без всяких собраний собственников коммунальщики также должны следить за безаварийной и качественной работой систем водо- и теплоснабжения, канализации. В их обязанностях также устранение причин неправильной работы вентиляции. В том числе если обнаружены чрезмерная вибрация или сверхнормативный уровень шума.

А вот про внутреннюю отделку зданий (в парадных и холлах) сказано особо – без участия собственников, без дополнительного решения о финансировании управляющая компания может лишь «устранять угрозу обрушения». Проще говоря: отбивать куски штукатурки, которые могу рухнуть кому-нибудь на голову.

Наталья ОРЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

"Санкт-Петербургские ведомости". Выпуск  № 094 от  24.05.2013

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши партнеры

НАШ ОПРОС

Считаете ли Вы раскрытие информации по Постановлению Правительства РФ № 731 полезным?
 

К руководству

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имуществав многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"

ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия"

Постановление Правительста Санкт-Петербурга от 16.10.2007 года N 1334 "Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга" (с изменениями на 26.08.2008 года)

Постановление Правительста Санкт-Петербурга от 30.10.2010 года N 1825 "О порядке предоставления в 2011 году субсидий управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных в границах Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского, Центрального районов Санкт-Петербурга"

Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 14 января 2011 г. № 5-р "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 № 1825

Протокол заседания Координационного совета Администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 23 сентября 2011 г. по вопросам взаимодействия с ТСЖ Центрального района

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2010 года №78-Г10-9 "О признании недействующими с момента принятия пункты 4.2, 4.3, 4.4 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 октября 2007 года №1334"

Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2010 года N 101р "Об утверждении технологического регламента производства работ по уборке внутриквартальных и дворовых территорий, входящих в состав земель общего пользования"