Чем вам услужит управдом

Из-за хлопот, связанных с установлением-переустановлением платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, из-за скандалов вокруг стоимости тепла мы как-то пропустили появление в России двух важнейших для отрасли ЖКХ (а стало быть, для всех нас) документов.

Правительство России определило: во-первых, что надлежит понимать под управлением домом – подробно, по пунктам; а во-вторых, какие именно жилищные услуги и работы входят в обязательный (минимальный) перечень. На сей счет приняты два постановления – № 290 и 416, взаимосвязанные самым тесным образом и во многом друг из друга вытекающие. И приняты они, как говорится, не от хорошей жизни. Если бы собственники жилья, как и мечталось Жилищному кодексу, принимали самое активное участие в управлении своим домом, в определении необходимых работ, если бы они охотно участвовали в собраниях и не скупились вносить дополнительную денежку, то не потребовалось бы ни номера 290-го, ни 416-го.

Лирически выражаясь, управление домом – это стандартные действия, направленные на то, чтобы в доме можно было жить в тепле, уюте и обстановке законности, хотя бы относительной.

 

Управляющая компания обязана обеспечить работу с технической документацией каждого дома (наполнение новыми данными, хранение бумаг, дисциплинированная передача другой компании, которую выбрали собственники). Интересная деталь: если каких-то документов (например, проекта дома или экспертного заключения) изначально не было – утеряли сто лет назад или вовсе не оформили, то переизбранная УК, передавая документы своей смене, обязана недостающую бумажку все же оформить. Если понадобится, то за свой счет. А экспертиза сейчас дело недешевое.

Обязательным для УК признается также сбор информации о собственниках и нанимателях жилья – разумеется, лишь той информации, которая необходима для начисления квартплаты. Она должна заниматься и взиманием квартплаты с должников.

Управляющая компания целиком и полностью отвечает за подготовку и проведение общих собраний. В том числе готовит предложения, которые должны быть поставлены на голосование.

И главным таким предложением является перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества, необходимых конкретному дому. Разработке этого перечня вообще посвящен отдельный раздел постановления. Управляющая компания должна сообщить жителям дома, на какой набор услуг они имеют право в рамках тех тарифов, которые они оплачивают каждый месяц. В принципе это давнишнее требование законодательства и старая мечта многих управляющих компаний – наконец-то объявить, что именно могут требовать граждане за свои деньги, которые они платят ежемесячно: сколько квадратных метров должно быть очищено, сколько штук лампочек или выключателей поменяно, погонных метров провода – переложено... Коммунальщики предполагают, что установление этого перечня расставит все точки над i. И гражданам станет ясно, что в ежемесячные платежи заложено не так уж много. Нет там денег на ежемесячную помывку фасада или, к примеру, на ежедневную очистку кровли от снега...

Что же там все-таки заложено – в тех самых 20 рублях (или немногим больше), которые мы платим каждый месяц с каждого своего квадратного метра? На этот вопрос самым тщательным, но несколько заумным образом отвечает постановление 209 – «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». С оговоркой: минимальный перечень обязательных работ принят федеральной властью ни для ТСЖ, ни для ЖСК – лишь для тех домов, которые находятся под управлением компаний. В Петербурге это ЖКС – жилкомсервисы.

Перечень включает в себя более ста видов работ, связанных с содержанием общего имущества дома.

Перечень работ и услуг разбит на три составные части: содержание несущих конструкций (фундамента, стен, перегородок, перекрытий, балок, лестниц, крыши); содержание инженерного оборудования, входящего в состав общего имущества дома; санитарная уборка общего имущества.

С уборкой и вывозом мусора все более или менее понятно: это касается сухой и влажной уборки тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и холлов, а также кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов.

Определено, что твердые бытовые отходы незамедлительно вывозятся при накоплении более 2,5 кубометра.

Сложнее с иными работами. К примеру, фундамент. Управляющая компания обязана следить за его состоянием и в случае обнаружения чего-то нехорошего составлять план работы и предлагать его (по смыслу постановления 416) общему собранию. Надо ли делать этот ремонт и как он должен быть профинансирован – решать собранию. В рамках ежемесячных платежей управляющая компания обязана лишь решать проблемы с гидроизоляцией фундамента.

Тот же подход «Минимальный перечень...» демонстрирует и в отношении иных конструктивных частей многоквартирного дома. Управляющие компании обязательно должны: следить, выявлять, контролировать, составлять перечень необходимых работ... Все это в рамках ежемесячных платежей. А дальше: составленный перечень – на общее собрание и ремонт – по решению собственников.

Из этого правила есть лишь несколько исключений. Ремонтировать двери и замки в подвале управляющая компания обязана сразу без всяких собраний и дополнительных сборов. На тех же условиях коммунальщики должны очищать кровли и водоотводящие устройства от мусора, грязи и наледи, которые мешают стокам дождевых и талых вод. А еще перечень велит и всю кровлю чистить «от скопления снега и наледи», но «в случае необходимости». Что такое «необходимость», перечень не объясняет.

В обязательном списке без дополнительных денег и без собраний – «восстановление защитного окрасочного слоя». Проще говоря: побелить-покрасить, но не там, где стало некрасиво, а там, где из-за облупленности может завестись ржа.

Кровля – место в доме особое. Наибольшее количество обязательных работ, а не просто контроля и надзора, связано именно с состоянием кровли.

Без всяких собраний собственников коммунальщики также должны следить за безаварийной и качественной работой систем водо- и теплоснабжения, канализации. В их обязанностях также устранение причин неправильной работы вентиляции. В том числе если обнаружены чрезмерная вибрация или сверхнормативный уровень шума.

А вот про внутреннюю отделку зданий (в парадных и холлах) сказано особо – без участия собственников, без дополнительного решения о финансировании управляющая компания может лишь «устранять угрозу обрушения». Проще говоря: отбивать куски штукатурки, которые могу рухнуть кому-нибудь на голову.

Наталья ОРЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

"Санкт-Петербургские ведомости". Выпуск  № 094 от  24.05.2013

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Председатель ТСЖ

pr tsj logo
Краткое содержание свежих номеров журнала "Председатель ТСЖ"

 

 

Наши партнеры

НАШ ОПРОС

Считаете ли Вы раскрытие информации по Постановлению Правительства РФ № 731 полезным?
 

К руководству

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имуществав многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"

ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия"

Постановление Правительста Санкт-Петербурга от 16.10.2007 года N 1334 "Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга" (с изменениями на 26.08.2008 года)

Постановление Правительста Санкт-Петербурга от 30.10.2010 года N 1825 "О порядке предоставления в 2011 году субсидий управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных в границах Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского, Центрального районов Санкт-Петербурга"

Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 14 января 2011 г. № 5-р "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 № 1825

Протокол заседания Координационного совета Администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 23 сентября 2011 г. по вопросам взаимодействия с ТСЖ Центрального района

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2010 года №78-Г10-9 "О признании недействующими с момента принятия пункты 4.2, 4.3, 4.4 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 октября 2007 года №1334"

Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2010 года N 101р "Об утверждении технологического регламента производства работ по уборке внутриквартальных и дворовых территорий, входящих в состав земель общего пользования"