САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2004 г. N 3-94/04

Именем Российской Федерации

 

19 ноября 2004 года Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Масоловой С.Н., с участием прокурора Милосавлевич В.Д., при секретаре Кузьминой Е.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Романова Николая Федоровича и Романовой Веры Павловны о признании недействующим пункта 2 распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 28.03.1994 N 290-р "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных компенсаций" в части слов первого предложения этого пункта "отопления" и "исходя из общей площади квартир", установил:

 

Пунктом 2 распоряжения мэра Санкт-Петербурга "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных компенсаций" от 28 марта 1994 года N 290-р было постановлено перейти с 1 апреля 1994 года на оплату жилья и отопления в государственном, муниципальном и ведомственном жилищном фонде, а также на оплату услуг по техническому обслуживанию жилья граждан, приватизировавших свои квартиры, жилищном фонде ЖК и ЖСК исходя из общей площади квартир. Сохранить взимание платы за жилье и отопление в коммунальных квартирах, в общежитиях, аварийном и ветхом жилищном фонде только за жилую площадь.

Согласно этому же пункту распоряжения общая площадь квартиры определяется в соответствии со строительными нормами и правилами СНиП 2.08.01-89 (л.д. 81, 139-143).

Романов Н.Ф. и Романова В.П. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением, уточнив требования по которому (л.д. 121-122), просили признать недействующим пункт 2 указанного выше распоряжения в части слов первого предложения "отопления" и "...исходя из общей площади квартир".

Заявитель Романов Н.Ф., а также представитель его и Романовой В.П. считают, что оспариваемая ими часть нормативного правового акта противоречит части 1 статьи 40 Жилищного кодекса РФ; пункту 1.8 постановления Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23.02.1999 N 9 "Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции постановления Госстроя РФ от 12.10.2000 N 103); ГОСТу N 30494-96 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях".

Заявители считают, что оплата отопления в указанном в первом предложении пункта 2 оспариваемого распоряжения мэра жилищном фонде должна осуществляться исходя из общей отапливаемой площади в отопительный период.

Заявители полагают, что названное распоряжение мэра в оспариваемой ими части нарушает их права, поскольку они проживают в отдельной двухкомнатной квартире общей площадью 65,9 кв. м, в которой площадь неотапливаемых коридора и туалета составляет соответственно 16,54 кв. м и 0,9 кв. м.

Представители Губернатора Санкт-Петербурга, Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга заявленные требования не признали, считают, что оспариваемые заявителями положения распоряжения мэра Санкт-Петербурга не противоречат федеральному закону и другим нормативным правовым актам, в том числе и указанным заявителями, а также не нарушают их права и свободы.

Суд, проверив материалы дела, выслушав объяснения заявителя, представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" оплата жилья и коммунальных услуг регулируется соответственно гражданским законодательством, жилищным законодательством Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 5.1, 5.2 приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099 (с изменениями от 13.10.1997), расчетной единицей оплаты услуги - отопления при отсутствии приборов учета у потребителей является один кв. м общей площади квартиры.

Пунктом 1.8 Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства в редакции постановления Госстроя Российской Федерации от 12.10.2000 N 103, на который ссылаются заявители, установлено, что для определения платы за отопление в расчете на 1 кв. м жилья площадь квартиры, индивидуального дома определяется как суммарная площадь жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров.

Согласно пункту 6 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392, оплата коммунальных услуг (электроснабжения, газоснабжения, в том числе снабжения сетевым природным или сжиженным газом, газа в баллонах, водоснабжения, водоотведения (канализации), горячего водоснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления) осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования, в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и жилых домов.

Пункт 2 оспариваемого распоряжения мэра Санкт-Петербурга устанавливает, что оплата отопления в государственном, муниципальном и ведомственном жилищном фонде производится из общей площади квартир. Общая площадь квартиры определяется в соответствии со строительными нормами и правилами СНиП 2.08.01-89. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23.06.2003 N 109 "О принятии и введении строительных норм и правил "Здания жилые многоквартирные" (пункт 3) строительные нормы и правила СНиП 2.08.01-89 признаны утратившими силу.

Таким образом, коридор и туалет включаются в оплату за отопление.

Кроме того, в соответствии с пунктом 13 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392, размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение тарифов на соответствующие коммунальные услуги на объемы потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.) по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Нормативы потребления населением тепловой энергии, используемой на нужды отопления отдельных квартир, установлены в размере 0,0167 Гкал/кв. м в месяц в отношении общей площади жилья распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.1999 N 1388-р "Об изменении нормативов потребления населением тепловой энергии, используемой на нужды отопления и горячего водоснабжения".

Нормативы потребления предполагают, что потребленная тепловая энергия обеспечивает поддержание температурного режима в жилом помещении согласно установленным требованиям.

Согласно пункту 9.4 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" система отопления и вентиляции здания должна быть рассчитана на обеспечение в помещениях в течение отопительного периода температуры внутреннего воздуха в пределах оптимальных параметров, установленных ГОСТом 30494-96 при расчетных параметрах наружного воздуха для соответствующих районов строительства.

ГОСТом 30494-96 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", на который также ссылаются заявители, для помещений категории 6 (помещения с временным пребыванием людей (вестибюли, гардеробные, коридоры, лестницы, санузлы, курительные, кладовые) установлена допустимая температура воздуха как 14-20 градусов.

Нарушение температурного режима в помещениях, занимаемых заявителями, в соответствии с установленными нормами дает заявителям право на обращение в районный суд для защиты своих прав по Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Кроме того, оспариваемое заявителями распоряжение само не устанавливает понятия общей жилой площади, указывая, что общая площадь квартиры определяется в соответствии со строительными нормами и правилами СНиП.

Оно не противоречит ч. I ст. 40 ЖК РФ, устанавливающей требования, предъявляемые к жилым помещениям при их предоставлении гражданам для проживания (должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям).

Благоустроенность определяется наличием в жилом помещении коммунальных удобств (водопровод, канализация, центральное отопление, газоснабжение и т.д.). Санитарные и технические требования, предъявляемые к жилому помещению, предусматривают условия, при которых возможно проживание человека без вреда для его здоровья.

Как усматривается из копии решения Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 01.09.1999 по делу N 2-4627/99, вступившего в законную силу 19.10.1999 (л.д. 123-126, 127-132), Романову Н.Ф. было отказано в иске к Петроградскому районному жилищному агентству Санкт-Петербурга о снижении коэффициента потребительских качеств занимаемой им квартиры в связи с тем, что, по мнению истца Романова Н.Ф., квартира является неблагоустроенной, отсутствует отопление в коридоре, имеет дефекты, непригодна для проживания.

Фактически доводы заявителя, его представителя и Романовой В.П. сводятся к получению заявителями от исполнителя услуг по теплоснабжению (отоплению) не установленного (ненадлежащего) качества, т.е. не соответствующих установленным нормативам: температуры воздуха в жилых помещениях и т.д., что не является предметом спора по данному делу.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:

 

Романову Николаю Федоровичу и Романовой Вере Павловне в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.

 

Председатель ТСЖ

pr tsj logo
Краткое содержание свежих номеров журнала "Председатель ТСЖ"

 

 

Наши партнеры

НАШ ОПРОС

Считаете ли Вы раскрытие информации по Постановлению Правительства РФ № 731 полезным?
 

К руководству

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имуществав многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"

ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия"

Постановление Правительста Санкт-Петербурга от 16.10.2007 года N 1334 "Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга" (с изменениями на 26.08.2008 года)

Постановление Правительста Санкт-Петербурга от 30.10.2010 года N 1825 "О порядке предоставления в 2011 году субсидий управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных в границах Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского, Центрального районов Санкт-Петербурга"

Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 14 января 2011 г. № 5-р "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 № 1825

Протокол заседания Координационного совета Администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 23 сентября 2011 г. по вопросам взаимодействия с ТСЖ Центрального района

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2010 года №78-Г10-9 "О признании недействующими с момента принятия пункты 4.2, 4.3, 4.4 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 октября 2007 года №1334"

Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2010 года N 101р "Об утверждении технологического регламента производства работ по уборке внутриквартальных и дворовых территорий, входящих в состав земель общего пользования"