Сводная характеристика проблем ТСЖ
(с позиций оценки основных субъектов жилищных отношений)

 

Подготовлено для 8-го заседания Общественного совета при Министерстве регионального развития РФ
группой экспертов Программы Фонда "Новая Евразия" "Самоуправление жильем"

 

№ п/п Постановка проблемы ТСЖ
Решение проблемы ТСЖ Необходимый ресурс
Уровень проблемы: жители, инициативная группа дома
1.
Проблемы собственников на уровне принятия решения о создании ТСЖ и выбора способа управления МКД:

1. Недостаток знаний и практического опыта.
2. Непонимание необходимости выбора формы управления, обязанностей по содержанию общего имущества.
3. Отсутствие понимания необходимости формирования объекта управления (в т.ч. земельного участка).
4. Инертность, фобии, боязнь и нежелание каких-либо перемен.
5. Отсутствие инициативы, лидера (группы).
6. Различия в образовательном, социальном и имущественном уровне.
7. Конфликт интересов собственников и нанимателей.
8. Противодействие со стороны структур ЖКХ и администрации.
Информационно-просветительский уровень

Реализация долгосрочной комплексной общественно-государственной программы жилищного просвещения, включающей:
1. Адресное правовое и организационно-методическое консультирование и сопровождение инициативных групп (помощь в выборе способа управления МКД и проведении регистрации).
2. Популяризация института ТСЖ: подготовка и издание печатных материалов и медиапродукции, информирующих граждан о жилищных движениях, лучших практиках, о возможностях проявления гражданской активности, консолидации и т.д.
3. Проведение бесплатных образовательных курсов, семинаров (обучающих, методических, научно-практических), мастер-классов, тренингов.
4. Поддержка деятельности региональных общественных советов Жилищного просвещения и образования.
5. Создание системы общественного мониторинга состояния жилищного сектора.
6. Организация конкурсов социальных проектов, направленных на создание систем информирования населения в ЖКХ.
7. Проведение конкурсов для представителей СМИ по освещению проблем ЖКХ, лучших практик деятельности ТСЖ, гражданских жилищных инициатив.
8. Организация стажировок и обмена опытом в сфере ЖКХ для журналистов.
9. Проведение просветительских семинаров-совещаний, видеоконференций, селекторных пресс-конференций и пр. с редакторами районных и муниципальных газет, радиостанций и телекомпаний по вопросам развития ТСЖ и жилищного сектора.
10. Создание Интернет-портала, объединяющего ресурсы по жилищному просвещению

Организационно-технический уровень

1. Создание на низовых (районных) уровнях консультативных пунктов, методических кабинетов.
2. Обеспечение пообъектного учета, включающего техническую документацию, мониторинг технического состояния, описание выполненных (невыполненных) элементов ремонта, состав общего имущества, субъектный состав; состав нормативных работ по содержанию и ремонту; нормативную численность обслуживающего персонала, нормативную смету.

Нормативно-правовой уровень

1. Принятие нормативного акта, утверждающего долгосрочную комплексную государственную программу, включающую жилищное просвещение, создание и функционирование консультационных пунктов.
2. Принятие нормативного акта, регламентирующего пообъектный учет, включая техническую документацию (и порядок восстановления в случае утраты), мониторинг технического состояния, описание общего имущества, выполненных (невыполненных) элементов ремонта.
Информационно-просветительский уровень

1. Ресурсная поддержка существующих базовых НКО и открытие новых центров, осуществляющих разработку и апробацию технологий развития жилищного просвещения и в государственном и негосударственном секторе.
2. Принятие комплексной общественно-государственной программы жилищного просвещения.
3. Поддержка и реализация проектов сетевого взаимодействия неправительственных организаций, органов МСУ, бизнеса.
Организационно-технический уровень
1. Обеспечение материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами создания и деятельности консультативных пунктов.
2. Материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение пообъектного технического учета.
Нормативно-правовой уровень
1. Принятие нормативно-правовых актов соответствующих уровней утверждающих долгосрочную комплексную государственную программу (подпрограмму развития ТСЖ);
- порядок ведения пообъектного учета, состав и порядок хранения документации.
2. Принятие ненормативных и административных актов, обеспечивающих выполнение программы.
3. Внесение изменений в действующее законодательство.
2.
Существующие сложности на стадии создания ТСЖ:

1. Сложность получения информации о составе собственников.
2. Сложность получения технической документации для определения и расчета долей, состава общего имущества многоквартирного дома, технического состояния дома и необходимого ремонта
3. Сложность определения стоимости содержания и ремонта общего имущества, определения состава работ по восстановлению изношенного имущества (капитальному ремонту).
4. Неравенство способов управления в рыночных отношениях.
5. Организационные сложности проведения общего собрания собственников (значительные финансовые затраты, отсутствие доступных помещений для проведения собрания, сложность обеспечения кворума).
6. Уклонение уполномоченных городом структур (представляющих интересы муниципальной собственности) от участия в выборе способа управления, от участия (членства) в ТСЖ.
7. Противодействие со стороны структур ЖКХ и администрации.
8. Нерешенность вопросов социальной поддержки малоимущих граждан-собственников жилых помещений, вступивших в ТСЖ, в силу противоречий в действующих нормативных актах.
9. Отсутствие четкого определения в законодательстве организационно-правовой формы ТСЖ и указания на подконтрольность деятельности ТСЖ органам юстиции.
Информационно-просветительский уровень

1. Обеспечение адресной индивидуальной и групповой информационно-консультационной поддержки граждан, заинтересованных в защите жилищных прав (помощь в проведении регистрации) 2.Проведение общественных дискуссий и слушаний по актуальным проблемам ТСЖ.
3. Поддержка проведения экспертиз, исследований, гражданских запросов и акций гражданского контроля, организация работы горячих телефонных линий, телефонов доверия.
4. Обучающие семинары и круглые столы со специалистами муниципальных, районных администраций.

Организационно-технический уровень

1. Обеспечение процедуры передачи дома (распорядительный документ, акт, техническая документация, дефектная ведомость, перезаключение договоров, «передаточный баланс», финансовая документация, неосвоенные отчисления на текущий и капитальный ремонт; база данных необходимая для бюджетного финансирования, формирование общедолевой собственности, утверждение ОСС и внесение в технический учет и кадастровый учет, заключение договора на бюджетное финансирование).

Нормативно-правовой уровень

Принятие нормативно-правовых актов, регулирующих:
1. Предоставление информации из единых информационных центров о составе собственников и технической документации.
2. Процедуру передачи дома в управление ТСЖ:
- выпуск распорядительного документа;
- передача пообъектной документации;
- техническое освидетельствование и описание; обеспечение перезаключения договоров на обслуживание, ресурсное и финансовое обеспечение.
Информационно-просветительский уровень

1. Ресурсная поддержка существующих базовых НКО и открытие новых центров, осуществляющих разработку и апробацию технологий развития жилищного просвещения и в государственном и негосударственном секторе.
2. Принятие комплексной общественно-государственной программы жилищного просвещения.
3. Поддержка и реализация проектов сетевого взаимодействия неправительственных организаций, органов МСУ, бизнеса.

Организационно-технический уровень

1. Принятие соответствующих распорядительных документов органами местного самоуправления по передаче дома в управление ТСЖ в случае принятия решения собственниками о создании ТСЖ.
2. Обеспечение материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами работ по проведению пообъектного учета, выполнению технической и сметной документации, формированию баз данных, процедур по передаче домов в управление ТСЖ.

Нормативно-правовой уровень

Принятие нормативно-правовых актов:
1. Об информационном обеспечении права реализации выбора.
2. Об обязательном пообъектном учете.
3. О материально-техническом обеспечении информационно-просветительских и организационно технических мероприятий.

 



 

Председатель ТСЖ

pr tsj logo
Краткое содержание свежих номеров журнала "Председатель ТСЖ"

 

 

Наши партнеры

НАШ ОПРОС

Считаете ли Вы раскрытие информации по Постановлению Правительства РФ № 731 полезным?
 

К руководству

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имуществав многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"

ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия"

Постановление Правительста Санкт-Петербурга от 16.10.2007 года N 1334 "Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга" (с изменениями на 26.08.2008 года)

Постановление Правительста Санкт-Петербурга от 30.10.2010 года N 1825 "О порядке предоставления в 2011 году субсидий управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных в границах Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского, Центрального районов Санкт-Петербурга"

Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 14 января 2011 г. № 5-р "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 № 1825

Протокол заседания Координационного совета Администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 23 сентября 2011 г. по вопросам взаимодействия с ТСЖ Центрального района

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2010 года №78-Г10-9 "О признании недействующими с момента принятия пункты 4.2, 4.3, 4.4 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 октября 2007 года №1334"

Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2010 года N 101р "Об утверждении технологического регламента производства работ по уборке внутриквартальных и дворовых территорий, входящих в состав земель общего пользования"